«МИНСКАЯ TUNING МАСТЕРСКАЯ»

«Клиент захотел крутой обвес для Geely — мы сделали». Разбираемся в тюнинге по-белорусски

Ситуация с тюнингом в Беларуси парадоксальна. С одной стороны, хватает владельцев улучшенных автомобилей, которые собираются на клубных встречах или профильных фестивалях, чтобы показать свои проекты. Не составит большого труда найти и торговые точки, занимающиеся продажей спойлеров, бамперов и других комплектующих. Однако количество специалистов или мастерских, которые легально установят обвес или реализуют конструкцию дверей «крылья бабочки», можно сосчитать по пальцам. С чем это связано?
Возможно, тюнинг — дело тонкое, подвластное лишь реформаторам по натуре, или недешевое для большинства белорусов, а следовательно, невыгодное как отдельный вид деятельности на белорусском рынке? Есть ли вообще тюнинг в нашей стране и сколько он стоит? Затронуть эту щепетильную тему мы попросили ребят из «МИНСКАЯ TUNING МАСТЕРСКАЯ», которая открылась три года назад.
Не только творчество и образ жизни, но и бизнес
Денис, Артем и Влад работают в технической творческой мастерской с июня 2016 года, но темой тюнинга увлеклись намного раньше. С ребятами мы встречаемся в одном из минских гаражных кооперативов, где они прописались с момента своего основания.
Денис, Артем и Влад (слева направо)
«Сперва мы ютились в арендных боксах на Свердлова за 1 200 евро в месяц, — рассказывают сотрудники мастерской. — Это было крайне невыгодно, поэтому через год мы решили выкупить три бокса общей площадью 54 кв. метра на Уборевича за $18 тысяч. Дополнительные расходы (около $7 тысяч) пошли на ремонт и утепление помещения, покупку роллетов, установку сигнализации, камеры и реконструкцию крыши. Многое мы делали сами, тем не менее затраты вышли немалые. Нам хотелось подготовить полноценное помещение для работы, чтобы оно не только соответствовало всем техническим нормам, но и у клиента не было ощущения, что он приехал в гараж».
Под разговоры об открытии мастерской ребята показывают свою территорию тюнинга. Стены гаражных боксов сделаны из утепленных газосиликатных блоков, чтобы не замерзнуть зимой, но самое главное — поддерживать температуру 18-19 градусов. Иначе не высыхает стекловолокно, а это уже нарушение технологического процесса. Подготовка данного помещения продолжается до сих пор: что-то доделывается, докупаются инструменты и прочее. «Может, через год-два мы построим второй этаж (это еще + 54 кв. метра), где будут расположены клиентская зона и шоу-рум с демонстрацией готовых деталей», — строят прогнозы на будущее минские тюнеры.
Со слов ребят, каких-либо законодательных ограничений для того, чтобы заниматься тюнингом автомобилей, сегодня не существует. Наоборот, с отменой обязательной сертификации СТО каждый, имея или арендуя гараж, может открыть ИП и работать себе в удовольствие. Другое дело — хватит ли ему компетенций, чтобы нарисовать дизайн, сделать макет, из матрицы отклеить деталь и установить ее на автомобиль по зазорам. Получается, заняться тюнингом с юридической точки зрения проще простого: тогда с чем связан дефицит мастерских на нашем рынке?
«С нежеланием делать что-то новое, — считает Денис. — Люди не хотят вкладывать деньги в свое развитие и даже спустя 15-20 лет своей деятельности остаются на уровне обычного гаража. За это время изменились технологии работы с материалом, а подход к клиентам и к работе в целом остался прежним. Это одна из проблем, которая существует сегодня. Как показывает практика, в бизнесе нужно постоянно меняться, чтобы был результат. Навскидку в Минске насчитывается пара тюнинг-ателье, совмещенных с СТО, — это значит, что там находится специалист, который умеет обращаться, например, со стекловолокном. Есть еще несколько человек, трудящихся в гаражах и имеющих практический опыт в этой сфере. Мы тоже работаем в гаражном кооперативе — с этого, кстати, начинали некоторые известные компании, поэтому нас это не смущает, а мотивирует».
Есть желание и фантазии — жалко денег
Ребята занимаются только тюнингом (а также кастомайзингом и реставрацией авто), в отличие от мастерских, которые в основном работают в автосервисе, а «услуги тюнинга» приписывают себе для привлечения внимания клиентов или берутся за некоторые работы частично. К слову, с этим мы столкнулись на личном опыте, когда обзванивали найденные на просторах сети ателье.
В творческой мастерской трудится несколько человек, каждый занимается тем, что умеет. Артем разрабатывает дизайн, изготавливает макеты и формы деталей, а также выполняет ламинирование карбоном. Влад — формовщик и работает на подхвате. За маркетинг, переговоры с клиентами и финансовые вопросы отвечает Денис. В коллективе числятся также администратор и специалист по аэрографии.
«С командной работой в Беларуси есть проблемы: каждый привык тянуть одеяло на себя и всегда говорить: "Это я", — подчеркивает в разговоре Денис. — По-моему, это неправильно. Ведь тюнинг для нас — это не только творчество и образ жизни, но и бизнес. Допустим, у нас оформлено ИП на "техническое обслуживание и ремонт автомобилей", есть помещение под нужные технические нормы, мы платим 5%-ый налог по УСН. Удается ли нам заработать? В этом году мы вышли в ноль. Это связано с тем, что появилось больше платежеспособных клиентов, желающих улучшить свой автомобиль».
«Однако многие белорусы все еще не знают, что у нас умеют тюнинговать машины, при этом используют качественные материалы. Правда, сама работа дорогая — вопросов нет, — озвучивают еще одну из проблем ребята. — С другой стороны, если экономить на материалах — лучше тогда не браться за работу вообще. Если я скажу, что непопулярность тюнинга связана с финансами белорусов, то совру. Скорее всего, человек хочет улучшить внешний вид автомобиля, но жадничает. На мой взгляд, если у тебя есть желание что-то изменить в облике своей машины, то нужно адекватно планировать бюджет либо воплощать идеи в жизнь поэтапно. В Беларуси есть достойные тюнинг-проекты, выполненные качественно и со вкусом. Их не стыдно показывать на выставках и фестивалях. К сожалению, таких примеров меньшинство».
На вкус и цвет: что и почем делают белорусские тюнеры?
Увлечению тюнингом подвержены люди абсолютно любых возрастных категорий, профессий и с разным уровнем дохода. Есть заказчики, у которых не только фантазия бурлит, но и размер кошелька располагает к большим переменам. Они приезжают с одним вопросом: «Можете сделать вот это?» — и готовы платить за эксклюзив. Иногда обращаются люди с купленным где-то обвесом и просят его просто установить. В любом случае факт налицо: с каждым годом белорусов, которые не боятся выделяться на дороге, становится больше, и это не может не радовать.
Ребята подчеркивают, что занимаются только внешним и внутренним тюнингом. В первом случае имеется в виду, например, изготовление, установка и ремонт стеклопластиковых обвесов, аквапринт внешних элементов, рестайлинг или установка выхлопных систем и многое другое. Во втором — шумоизоляция и виброизоляция салона автомобиля, пошив, перетяжка, ремонт и реставрация салонов и т. д. Чип-тюнинга они не касаются из-за отсутствия технического опыта и возможностей, а красит автомобили проверенная сторонняя компания на «аутсорсе».
«Наша деятельность построена на индивидуальном подходе, — объясняют сотрудники мастерской. — Чаще всего это изготовление стеклопластиковых обвесов на любой автомобиль (бамперы, накладки на пороги, спойлеры, крылья, расширители крыльев) и их установка. Мы работаем со стекловолокном (стеклопластик) и углеволокном (карбон), но стараемся экспериментировать с разным материалом. Например, сейчас попробуем использовать ткань белорусского производства. А вот с одним из поставщиков эпоксидной смолы у нас был неудачный опыт сотрудничества: в процессе работы мы обнаружили, что дорогая смола была разведена с дешевой».
В мастерской выполняют работы любой сложности со стекловолокном (стеклопластик) и углеволокном (карбон)
В мастерской выполняют работы любой сложности со стекловолокном (стеклопластик) и углеволокном (карбон)
Как правило, тюнеры занимаются одновременно двумя автомобилями, один из которых задерживается в работе до полугода (если не больше), а второй преображается (в зависимости от вида услуг) за период от одного дня до недели. Можно зафиксировать стоимость изготовления только некоторых деталей: например, передний (задний) бампер — от $600, накладки на пороги — примерно $300. Однако чаще всего цены формируются в индивидуальном порядке. Проще привести примеры конкретных работ и рассказать, во сколько они обошлись заказчикам.
К примеру, один из владельцев Peugeot 206 захотел, чтобы ему изготовили эксклюзивный бампер с решеткой, пластиковые крылья, колесные проставки-адаптеры, отремонтировали задний бампер, переделали накладки на пороги, на что он потратил сумму, равную чуть ли не стоимости самого автомобиля — $3 500 (с учетом того, что были также переварены пороги и полностью покрашен кузов).
Преображение этого Peugeot 206 обошлось владельцу в $3 500
Другой клиент заказал диффузор на годовалый Geely Emgrand Х7, а в итоге дело дошло до разработки эксклюзивного обвеса белорусского-китайского кроссовера.
«Это часть элемента на задний бампер. Мы нарисовали его дизайн, для изготовления макета купили скульптурный пластилин (а не шпаклевку и пену, как это было раньше), а потом сделали матрицу. По технологии в нее закладывается стекловолокно, заливается полиэфирная смола, после чего достается готовый элемент, который подрезается и устанавливается на автомобиль. Полностью вся работа обошлась владельцу "Джили" в 500 долларов, — рассказывают в мастерской. — Мы даже общались с дилером и заводом по поводу возможности установки такого обвеса в качестве "допа" и были готовы пройти процедуру сертификации. Но по каким-то причинам столкнулись с нежеланием второй стороны».
Минские тюнеры разработали даже эксклюзивный обвес на Geely Emgrand X7
С углеволокном ребята сталкиваются редко, так как он обходится владельцам недешево. Тем не менее в их практике и такие заказчики были. Например, в Subaru Impreza WRX STI они ламинировали карбоном элементы интерьера за $380, а владелец Maserati Levante из Смоленска захотел, чтобы в салоне полностью убрали хром со всех пластиковых элементов и покрыли их карбоном, что обошлось ему в 450 долларов. Разница в цене зависела только от количества элементов (а не марки, модели и даже класса авто).
Ламинирование интерьера карбоном встречается редко, так как стоит недешево. В данном Subaru это обошлось в $380
«Однажды приехал мужчина на стареньком Ford Transit. Казалось бы, чего хотеть владельцу такого микроавтобуса?— рассказывают ребята. — К удивлению, он заказал разработку и создание эксклюзивного интерьера. Оказалось, это был его первый автомобиль, на котором он сколотил свой капитал. Как бизнесмен он посчитал, что выгоднее восстановить салон, чтобы машина функционировала дальше. Эта работа ориентировочно обойдется ему в $15 000. Запомнился случай и с владельцами двух новых Lexus LХ450. Так получилось, что они купили элементы обвеса из разных комплектов и не смогли найти в Минске тех, кто бы их установил. Ребята приехали к нам и попросили: "Мы заплатим любые деньги — только сделайте". Мы умудрились все установить за неделю, а цена вопроса составила $1 600 за два экземпляра».
Установка обвеса на такой Lexus LX450 стоила $800
Тюнинг в Беларуси существует
Денис переключает наше внимание на стоящий в боксе Pontiac Fiero GT Fastback 1986 года — это его личный проект. Поскольку оригинальный пластик спорткара не подлежал восстановлению, а его детали стоили космических денег, он купил полтонны пластилина и «замакетил» весь кузов.
Pontiac Fiero GT 1986 года — личный проект Дениса. От модели остался только кузов, мотор перекочевал от Passat B4
«Самое главное — здесь нет вмешательства в конструктивную часть кузова, но дизайн получился полностью эксклюзивным, — поясняет сотрудник мастерской. — Капот, передний бампер и крылья разработаны в стиле NASCAR. Собственно, от Pontiac здесь остался только кузов — двигатель (16-клапанник объемом 2,0) и ходовая перекочевали от Passat B4, но они будут переделаны под карбюраторную систему питания. Это не реплика, а именно шоукар с придуманным мной дизайном. По документам это все еще Pontiac Fiero, на который нужно будет перерегистрировать только цвет, и все.
Эта линейка используется, чтобы зеркалить плоскость
Если нет изменений в конструктиве кузова и все делается в соответствии с техрегламентом, проблем с прохождением техосмотра и постановкой авто на учет быть не должно. Мало кто знает, но в Беларуси можно построить автомобиль с нуля и зарегистрировать его по закону. Это вопрос времени и денег. Кстати, этот Fiero готовится для ежедневной эксплуатации в теплое время года — хочется ездить на нем и показывать людям, что можно быть индивидуальным, что любые проекты возможно реализовать и в Беларуси. Хотите разработать и создать бренд-автомобиль для компании в стилистике World of Tanks — без проблем, все реально».
**
За время своей работы в сфере тюнинга ребята бывали на автофестивале Sunday, принимали участие в выставке «Мотовелоэкспо», сотрудничали с клубом Drift Trike — в прошлом году сделали для них наградную корону (до закрытия сезона она хранится в мастерской), а в далеком 2009 году организовали соревнования по автотюнингу в рамках фестиваля «Вдохновение скоростью» в аэропорту «Минск-1». Так что будущее белорусского тюнинга для них не слишком туманно — было бы желание им заниматься.
В прошлом году тюнеры сделали наградную корону для Drift Trike
«Тюнинг — это прежде всего техническое творчество, — резюмируют парни из мастерской. — Мы не только изготавливаем и ставим обвесы, но и меняем сознание людей, пытаемся доказать, что тюнинг может быть качественным. За последние годы его востребованность возросла, тем не менее многие люди не знают, что и как можно сделать у нас, в Беларуси. Почему-то до сих пор существует стереотип, что тот же обвес лучше купить в Польше или в России, поэтому нам бы хотелось развивать и продвигать тюнинг как направление в нашей стране».
Журналист: Алина Вислоус
Фотограф: Алиса Зацаринная
Фотографии: Алиса Зацаринная, архив тюнинг-мастерской
Источник: Сайт о покупке и продаже автомобилей "AV.BY"
Ссылка на статью первоисточника: https://av.by/news/index.php?event=View&news_id=44692